?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной раздел из книги Р. Досталовой Византийская образованность

С античной традицией, которая оказалась в противоречии с новой христианской идеологией и превратилась в голую форму, связана и языковая сторона византийской культуры. Верность античным образцам привела к «оцепенению» литературного языка, который уже со II века после Р. Х. стремился приближаться к архаичному аттическому диалекту. Однако он в византийское время людям без высшего образования был уже не понятен. Усилия обездвижить язык в определенной точке исторического развития – это один из аспектов, которым византийская элита выражала политическую волю остановить время в тот момент, когда возникла христианская империя – идеальный земной образ Божественного порядка. Таким образом, уже с Х века литературное движение разделилось на два направления. В первую очередь, это «высокая» официальная литература, культивируемая с языковой и формальной стороны, произведения которой составлялись согласно правилам риторики, и писалась она на архаизированном греческом языком. Сюда относятся, в первую очередь, жанры, которые мы бы сегодня отнесли скорее к специальной литературе - произведения богословские, исторические, философские, риторические, из поэзии церковной гимнографии. Лишь малая часть произведений художественной литературы, и еще меньшая часть поэзии, преимущественно эпиграммы и дидактическая поэзия, были написаны на этом языке, который характеризуется также как язык литературный, в отличие от языка разговорного, для которого принят не вполне точный термин «народный язык».

На этом народном языке были написаны произведения, которые мы и сегодня бы отнесли к беллетристике. Материал развлекательной литературы был для Византии чем-то эфемерным, он служил только для краткосрочного частного развлечения, и он не заслуживал мастерства отточенного пера, которое можно было бы передать последующим поколениям; он часто воспринимался как устный, а потому зачастую лишь случайно сохранились рукописные записи нескольких памятников. Литература на народном языке содержит первую очередь стихотворные жанры, их размером является пятнадцатистопный ямб, размер греческой народной песни. По жанровой составляющей это литературное направление ближе западноевропейским средневековым литературам, поскольку не было связано классическими принципами. Однако, оно не разорвало все связи с античным миром, хотя античные сюжеты в него иногда и возвращаются через посредничество Запада. Мы находим в нем героическую эпику, роман в стихах, сатиры, басни о животных, хроники в стихах. Это обычные европейские средневековые жанры, иногда здесь мы можем отследить и фольклорные корни.

Б. Л. Рифтин характеризует средневековый литературный тип таким образом: общая средневековая литературная система характеризуется тем, что в ее центре находятся функциональные жанры скорее внелитературной направленности, которые служат некой универсальной религиозной системе. Нефункциональные жанры, т. е. беллетристика, остаются на периферии системы. Другим признаком является традиционность, литературный стиль, язык, обусловленный жанром, которые не зависят от автора. В большинстве средневековых литератур существуют устоявшиеся литературные языки, находящиеся в остром противоречии с разговорным языком. Именно язык произведения является основным критерием для отнесения того или иного произведения к «высокой» или «низкой» литературе. Также это разделение на высокую и низкую литературу характерно для развитого Средневековья. Чем ближе к Новому времени, тем более происходит замена центра тяжести между функциональными и нефункциональными жанрами, которые с периферии перемещаются к центру литературного развития. Равновесие между обоими жанрами характерно для переходного периода. Рифтин выявил эти закономерности преимущественно на основании средневековых восточных литератур, однако они характерны и для развития византийской литературы.

Расщепленность византийской литературы создает литературным историкам сложности при классификации материала. Крумбахер, первый историк византийского литературного развития, делил эту литературу по языковому критерию на литературу, написанную литературным языком, и литературу, написанную народным языком. Сегодня, однако, мы знаем, что некоторые произведения греческой средневековой литературы сохранились и в архаической, и в народной версиях. Известны авторы, которые использовали оба языковых слоя (Феодор Продром), также анонимный эпос о Дигенисе Акрите, который считается памятником народного слоя, сохранился в четырех версиях, самая старшая из которых содержит лишь отдельные элементы народного языка.

Изучение византийской литературы является всё еще относительно молодой дисциплиной. В греческих монастырских библиотеках до сих пор наверняка хранятся неизвестные произведения, и далеко не все известные произведения были изданы. Работы над современными монографиями об отдельных авторах до сих пор находятся в начальной фазе, а потому еще не пришло время, чтобы можно было представить образ развития этой литературы на основании анализа произведений отдельных авторов в сравнении с литературной деятельностью их предшественников и последователей, и представить широкую палитру литературных школ и эпох, как это бывает в историях современных литератур. В виду малой динамичности развития византийской литературы, это, вероятно, не будет возможно и после более глубокого ее исследования.

Необходимо остановиться на хронологическом членении и исследовать литературное развитие в зависимости от развития общественного и исторического, которое на различных этапах развития создавало равные условия для возникновения произведений классицизированных и народных. Внутри этих исторических этапов можно пронаблюдать развитие отдельных литературных жанров, осветить их характер и  вид на основании рассмотрения произведений самых значительных авторов, и предоставить, таким образом, читателю, насколько это возможно, пластический образ малоизвестной у нас ветви европейского литературного развития.

Tags

Powered by LiveJournal.com

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031