?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Орфики и пифагорейцы

ФанетГлава из книги Радислава Гошека Религия античной Греции. Перевод и комментарии - мои.

В то время [Ранняя классика] в южной Италии большое значение приобрели два направления мысли, которые обычно относят к философии, но с тем же успехом их можно отнести и к религии: орфизм и пифагорейство. Каким образом поклонники этих систем распространились в этих местах, ясно только в отношении пифагорейцев, основатель которых Пифагор убежал сюда из Самоса, где демос вытеснил родовую аристократию, а ее правление заменилось правлением единственного человека, тирана. С 540 г. до Р. Х. первым тираном здесь был Поликрат. Расширение же орфизма можно приписать путешествующим проповедникам, которые использовали душевную активность переселенцев и ознакомили их со своими взглядами. Они происходили откуда-то из Фракии, скорее всего, из бассейна рек Гебр и Стримон, но осели на греческой земле после того, как поклонники орфизма ознакомились с Теогонией Гесиода и, возможно, с другими мифами о происхождении богов.

 

Религиозно-философская секта орфиков имела аристократический характер. Бессистемное сначала учение с течением времени изменилось в стройную систему, приписываемую в первую очередь фракийскому певцу Орфею, который единственный из людей сошел в подземный мир и вернулся из него. В греческой мифологии Орфей был сыном аристократического бога Аполлона и, вопреки фракийским представлениям, неприятелем Диониса.

Взгляда Орфея касались создания мира, человеческой жизни и смерти. Они были спекулятивными и приближались скорее к мифологии, чем к философии, с которой их сближает учение о воздающей справедливости. Их космогония была очень сложна, и, вероятно, со временем в нее проникли и египетские, и персидские представления. После определения старейших принципов (Хронос - Время, Эон - Век, Эфир – Поднебесье, Хаос) орфики переходят к развитию мира. Хронос в Эфире создает серебряное яйцо, из которого возникает неустроенный материальный мир, называемый Протогон (Перворожденный) или Эрос, или Фанет (Явный), который кроме прочих неестественных частей (напр., четыре глаза, золотые крылья), обладает обоими половыми органами, а потому содержит в себе зародыши всех богов. Он является также первым светом (Фанет), видимым только его сестре Ночи (Никс), которая является его противоположностью. Присутствие Ночи и Явного создает возможность для возникновения будущих поколений богов, преподносимых орфиками отлично от обычных толкований, напр. Гесиода. Никс от Фанета порождает Урана (Небо) и Гею (Землю) и передает Урану власть над богами. Уран свергает своих детей Титанов в тартар, однако Кронос, предводитель титанов, покоряет Урана. Этим заканчивается первый период человечества, называемый Золотым веком и настает правление Кроноса и Реи, называемое Серебряным веком. Кронос постепенно пожирает своих детей, в которых видит потенциальную угрозу для своей власти, однако Зевс с помощью Куретов спасается. После чего он лишает Кроноса власти, отрезает ему фаллос, и сам уходит к оракулу богини Ночи, чтобы спросить, как ему овладеть миром. Никс дает ему советы, побуждая его одновременно примириться с Кроносом. Зевс пожирает Фанета, вследствие чего теперь в нем содержится Эфир, небо, море, земля, Океан, Тартар, реки и все боги и богини, в общем, все, что было, и что будет. Сила Фанета теперь перешла в члены Зевса. Отдельные боги, таким образом, являются уже эманациями тела Зевса, как, например, Афина, рождающаяся из головы Зевса. После этого Зевс с Деметрой-Реей рождает Персефону-Кору, а с ней и своего наследника Диониса. Именно этого Диониса, называемого Загрей-Охотник, завистливые титаны убивают и варят. Зевс их ловит на горячем и убивает молнией, останки Диониса Аполлон перевозит в Дельфы. Из его сердца, которое сохранила Афина, Зевс с Семелой порождает нового Диониса, Персефеону-Кору, а потом и с ней – нового Диониса; из тел титанов, которые пожрали первого Диониса, Зевс создал людей. Поэтому в них есть как дионисийское, так и титаническое начала, однако, с помощью Диониса они могут преодолеть в себе титанство и таким образом достичь спасения.

Бессмертная человеческая душа, согласно орфикам, помещена в тело как в гробницу. Это выражало сочетание в действительности двух неродственных слов σῶμα (тело) = σῆμα (гроб). После исчезновения тела в смерти неумирающая душа покидает тело; в подземном мире она проходит суд, ей определяется наказание. В десятой книге Республики Платона есть впечатляющий образ подземного мира, сформированный под сильным влиянием орфизма. После очищения долгой чередой столетий душа снова возвращается в мир, где принимает образ человека или животного. Это поясняет, почему орфики отказывались от животной пищи. Таким образом, эта причина отличается от той, которая была у наследника Аристотеля Теофраста, по которому принесение животного в жертву является беззаконием в отношении животного; с этической точки зрения, об употреблении мяса в пищу размышляет и Плутарх (Два слова о поедании плоти[1] – с намеком на убийство Диониса титанами) и неоплатоник Порфирий (О воздержании от мясной пищи[2] – [эмпсихон]).

Учение орфиков распространяли путешествующие проповедники, у которых не было своих постоянных святилищ. Они, в частности, учили о том, как мертвые и живые могут быть избавлены от скверны. Учение орфиков неизвестно полностью, но его широкое распространение очевидно из большого количества источников, происходящих из разных столетий; многие из этих текстов рассказывают о подземном мире (Нисхождение Коры в Аид, Нисхождение Орфея в Аид), об очищении (Очищающие песни), а другие из них занимаются астрономическими проблемами. Орфею, который, как говорят, поклонялся тремстам шестидесяти богам, т. е. по одному на каждый день года, приписывают стихи, согласно которым Зевс является единственным богом:

 

С помощью, царь наш, твоей головы на свет появились

Матерь богиня земля и гор вознесенные кручи.

Море и прочее все, что под небом широким воздвиглось.

О скиптродержец Кронид, низвергатель, могучий душою,

Всепородитель, начало всего и всему завершенье!

Недр сотрясатель, ты все насаждаешь, растишь, очищаешь[3]

 

У этих слов есть параллель в папирусе из македонского села Дервени,[4] где Зевс называется началом, серединой и концом всего. Независимо от орфейства с подобным представлением о Зевсе мы встречаемся в Просительницах (524 и ниже) Эсхила. Это поясняется тем, что у Зевса исключительное положение среди греческих богов, которое, скорее всего, определено развитием представления наивысшего бога в Греции.

Есть разные взгляды на широту распространения орфизма. Некоторые считают, что широкий отклик поясняется лишь упоминаниями как в философских произведениях, в частности, Платона, Плутарха и Прокла, так и в художественной литературе, напр. у комедиографа Аристофана, который в Жабах представляет комический образ среды, находящейся под влиянием орфизма, и даже в христианской литературе (Климент Александрийский, Протрептик, или увещание к эллинам). На орфейский фон указывают и изображения на апулейских и сицилийских вазах, в частности, изображения колосков, чье упавшее и снова прорастающее зерно символизирует круговорот жизни, а также золотые пластины (старейшая находка происходит из южно-итальянской Фурии) с описанием дороги в подземный мира, влагаемое орфикам в гробы; папирус, описывающий предписания Орфея, сообщаемое Музеем, который является либо учеником Мастера, либо даже его сыном, чтобы и греки и варвары чтили и распространяли ὄργια (ритуал), τέλεται (посвящения), μυστήρια, καθαρμοί (очистительные песни), μαντείαι (гадания).

Орфизм распространился на запад, до Египта, а также до северного Причерноморья. В Ольвии были найдены костяные дощечки со скудной, но важной орфической записью, в которой появляются пары, такие как, например, смерть-жизнь.

В рукописях разных библиотек, в частности, и Страговской, часто можно найти сборник 88 гимнов Орфея, обращенных к разным богам, происходящих из эллинистической, но чаще римской эпохи. Сборник гимнов предваряется молитвой к Музею, а у отдельных гимнов в большинстве случаев у имени бога, которое является названием гимна, есть дополнение о том, каким обрядом гимн должен сопровождаться:

Гимн 3-й – Ночи. Каждение с помощью факела.

Гимн 8-й – Гелию. Каждение с зернами фимиама.

Гимны 9-й – Селене, 32-й – Афине и другим божествам, напр. 86 – Сну должны сопровождаться использованием благовонных корней.

Сами стихи бывают метрически неточными, они переполнены словосочетаниями, которые подают характеристику того божества, к которому взывают. Однако их содержание, вероятно, терялось во время бубнящей рецитации, в дыму сжигаемых растений.

ГИМН ДИОНИСУ БАССАРЕЮ ТРИЕТЕРИКУ

О Дионис быколикий, блаженный, в огне порожденный,

Вакх Бассарей, гряди, гряди, многочтимый, гряди, многославный;

В радость тебе и кров, и мечи, и святые менады,

Ты на Олимпе почиешь, о Вакх вдохновенный, гремящий.

Тирс твой подобен копью, о гневный, у всех ты в почете –

Чтут тебя боги и люди, что ширь населяют земную.

Ныне гряди, о плясун, о блаженный, всеобщая радость!

(Гимн 45)

Орфические взгляды менялись и развивались. Золотые пластины, найденные в южной Италии, на Крите и в Фессалии, являются доказательством орфизма раннего проникновения на Запад. Их путь неясен, но не исключено, что они из Фракии на Запад шли через Фессалию к восточному побережью Адриатического моря. Но здесь мы переходим в область догадок. Пластины влагались в гробы, поскольку так же, как и египетские книги мертвых, они сопровождали усопших в подземном мире, где умерший должен, например, избегать источников и запросить у стражников воду Памяти. Вакхические мистерии были путем к улучшению загробной судьбы человека. В литературе они отражены в комедии Аристофана Жабы, где толпа мистиков движется к вечному блаженству. Об этом пути говорят и другие авторы, в частности, Пиндар (Олимп. 2:70). Геродот (2:51) указывает на родство египетских и пифагорейских представлений с представлениями вакхическими. В IV в. путь к блаженству изменился: табличка из Фурий говорит о преображении умершего в бога, и таким образом покойный является не только носителем, но и подателем блаженства. Такой новый взгляд на религию, обусловленный представлениями мистерий, появляется одновременно и в философской области, где он сопряжен с пифагорейством.

От Пифагора из Самоса получило название философское направление «пифагорейтсво», которое сначала было системой взглядов закрытой группы средней аристократии в южной Италии. Годы после 540 до Р. Х., когда основоположник учения покинул Самос, считаются вершиной длинной и полной крутых поворотов жизни Пифагора, связанной с новым познаванием мира. Основанное Пифагором учение не ограничилось рамками его жизни. Постепенно оно проникало в учения других школ, напр., платонизм, но сохранялось и как цельное, все больше наполненное тайнами и мистикой цифр, что в этой школе стало основным элементом. Поэтому пифагорейство становилось все более и более желанным учением для эксклюзивных закрытых обществ, как в императорском Риме, так и в эпоху Ренессанса и Просвещения, которые хотели открыть тайны естества.

Высшая стадия пифагорейства была обусловлена его началом, которое мы находим в южно-итальянском Кротоне, традиционно управлявшимся местной группой родовых аристократов. Сюда Пифагор, согласно традиции получивший образование в науках египетских священников, халдейских магов, а, возможно, и индийских мудрецов, убежал от демократических процессов в Самосе. В Кротоне самосский беженец собрал вокруг себя закрытое, а позже и разделенное на разные ступени общество, которое оценивало своих членов по знаниям и жизненным взглядам и не принимало во внимание ни их общественное положение, ни их богатство до вступления в пифагорейцы. Их учитель, позже воплощенный в подлинных и апокрифических изречениях, приобрел у своих последователей авторитарное положение, которое в отношении «внешних» пытались занять и прочие пифагорейцы; таким образом, они стали носителями эксклюзивного аристократизма, а вследствие этого – и предметом ненависти.

Пифагорейское учение развивалось, но отдельные периоды его развития различить весьма непросто. Обучаться могли только члены, принятые в общество, а потому общественности о нем было известно очень мало. Лишь по просьбе Платона обедневший пифагореец Филолай (357-354 гг.) продал сборник пифагорейских сочинений сицилийскому тирану Диону. Из всего сборника сохранились лишь бессистемные отрывистые сведения, некоторые этические принципы сохранило для нас эллинистическое стихотворение с характерным названием Золотые стихи.

Закрытость пифагорейского общества усиливалась разными распоряжениями, которые можно объяснить как модернизированные применения древнейших магических табу племенного общества. Однако здесь они происходили из учения Пифагора, которого называли не по имени, а лишь местоимением «Он» («Он сказал» означает конец любой дискуссии). Вера в кругообращение человеческих душ, реинкарнирущих после смерти в животных, характерная и для других учений того времени (орфизм) и более поздних направлений (платонизм), возможно, под влиянием Египта (на схожесть указывает Геродот) привела к возникновению табу на избиение и убийство животных, запрет на поедание мяса, на ношение шерстяной одежды, на поедание бобовых и т. д. Близость «пифагорейского образа жизни» с «орфейским» была причиной того, что учитель после смерти почитался как божество – вспомним орфейскую пластину из Фурий, о том, что Пифагору был в Метапонте, где завершилась его жизнь, посвящен храм как герою. Привилегией приравняться к богам и таким образом завершить посмертный круговорот души могли воспользоваться все принятые в общество, как им это обещало заключение Золотых стихов.

Переход к богам был для пифагорейцев возможен по той причине, что они верили в бессмертие человеческой души, у которой была та же сущность, что и у богов. Ведь человеческая душа при жизни человека состоит из парных противоположностей, какими являются, напр., влажное – сухое или холодное – горячее. Здесь пифагорейцы возвысились над орфиками. Равновесие (гармония противоположностей) является причиной здорового состояния тела, напротив, преобладание одного из них является причиной болезни, как учит нас этому пифагорейский врач Алкмей Кротонский. (VI-V вв.).

Для человеческого повеления пифагорейцами был установлен целый ряд принципов, образовывавший их этику. Также они создали моральный кодекс разных форм добродетелей (ἀρετή), на вершине которого находилось абсолютное послушание предписаниям, действовавшим в общине. В ежедневных вопросах самому себе перед сном – «о чем я не позаботился? что я сделал? что из того, что было необходимо, я не выполнил?» - в Золотых стихах мы впервые встречаемся с вопросом, адресованным собственному субъекту, т. е. себе самому, который через века разовьется в вопрошение совести. Их аристократизм отвечал эпохе, в которой родовая знать, уходя с мировой сцены, пыталась своей философией среднего пути удержать свои позиции. Этот средний путь, в котором упраздняются противоположности и настает спокойное примирение, становится, таким образом, пифагорейским идеалом.

На основании признания качественно разных противоположностей пифагорейцы определили основные противоположности, такие как «ограниченное - неограниченное», «четное – нечетное», «единственное - множественное», «правое – левое», «прямое – кривое», «свет – тьма», «добро – зло», «квадрат - окружность». Это воспринималось как противоположные принципы. Многие из них видны как в примитивном мышлении, так и наоборот в сложных мистических религиозных движениях, не обязательно имевших с пифагорейством точки соприкосновения.

Теория среднего пути и познания мира сопряжена с пифагорейскими учениеми о числе и о числовых значениях, которые исследовались пифагорейцами абстрактно в математике и конкретно в музыке и астрономии. В их размышлениях с числами сначала соединялись лишь религиозные и мифологические понятия, что, однако, уже само по себе было весьма стимулирующим для развития абстрактных представлений. Младшие пифагорейцы отождествляли с числом каждый отдельный предмет, а так они сделали возможным переход к последовательно идеалистическому токованию устройства вселенной.

Помимо размышлений о числах, пифагорейцы достигли значительных успехов в музыке, астрономии и математике, которую, по некоторым взглядам, они вознесли до уровня науки. Однако, кажется, что греческая математика как наука все же сформировалась позднее. Впрочем, если мы будем отсчитывать от пифагорейцев, это произошло лишь в IV в. до Р. Х.

По не вполне понятным причинам во II в. до Р. Х. поднялась вторая волна пифагорейства, затронувшая и римский мир. Появились сочинения, приписываемые Пифагору или его ученикам. В III в. по Р. Х. софист Филострат написал обширную Жизнь Аполлония Тианского, исторического персонажа I в. по Р. Х.;[5] этот Аполлоний сам был автором Жизни Пифагора. У Филострата Аполлоний из незначительного волхва превратился в настоящего неопифагорейского чудотворца, посетившего даже Индию.

 Как орфическая, так и пифагорейская жизнь перестали быть идеалом после того, как их повергло новое учение, происходящее из Иудеи. Пифагорейство жило только в математических и в философских размышлениях. Отчасти живой интерес сохранился к некоторым древним произведениям, от которых у нас остались отрывки, но постоянный интерес вызывали анонимные Золотые стихи, к которым в V в. по Р. Х. был составлен новый комментарий.



[1] К сожалению, русский текст не был найден переводчиком, поэтому приводятся ссылки на древнегреческий оригинал: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/H/Roman/Texts/Plutarch/Moralia/De_esu_carnium*/1.html и http://penelope.uchicago.edu/Thayer/H/Roman/Texts/Plutarch/Moralia/De_esu_carnium*/2.html

[2] О воздержании от мясной пищи. / Пер. В. Б. Черниговского. // Человек, 1994, № 1-6.

[3] Перевод О.В. Смыки - Античные гимны / Сост., общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд. МГУ, 1988. – 363 с. - с. 195.

[4] См., напр., Афонасин Евгений. Папирус из Дервени / http://www.nsu.ru/classics/schole/2/2-2-pderveni.pdf

[5] Русский перевод: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М.: Наука, 1985.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
grimnir74
Jan. 19th, 2013 06:28 pm (UTC)
я попробовал написать свой орфический гимн по мотивам старых - чтоб благозвучно для нашего уха

Временем вечным рожденный и матерью мира,
Мудрый Кронид, бог людей и бессмертных владыка,
Ты восседаешь над безднами мрака эфира,
Сущность твоя неизведанна и многолика.
Всепорождающий дух и всего завершенье,
Недр сотрясатель, спаситель, властитель перуна,
Вечность во власти твоей - и любое мгновенье,
Да снизойдет твоя дочь к нам - богиня Фортуна.
( 1 comment — Leave a comment )

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031