Илья Бей

О никчемности московских "автокефалий"

Москва "даровала" четыре автокефалии, из которых три на самом деле просто вернула (Польскую, Чехословацкую, Грузинскую), а четвертую - Американскую - и сама не очень-то признает.
Показательно отношение других Поместных церквей к "московским" автокефалиям. Так, ПЦЧЗС получила "независимость" от Москвы в 1951 г., но в Уставе Сербской православной Церкви 1957 г. говорится о существовании заграничной Чешско-Моравской епархии в Чехословакии, которой не могло бы быть, если бы сербы признали существование в Чехословакии автокефальной поместной Церкви, а не заграничных епархий Моспатриархата.
Ergo, для сербов "московская" автокефалия никчемна.
Илья Бей

Болгарская Церковь официально отказалась от Аммана

В связи с полученным от Его Блаженства Иерусалимского патриарха Феофила III письмом, в котором он отправил приглашение принять участие в братском собрании Предстоятелей Поместных православных церквей и их делегаций в Аммане, Иордания, Св. Синод Болгарской православной Церкви Болгарский Патриархат извещает, что воздерживается от участия в вышеупомянутой встрече и соответственно не будет отправлять своих представителей в Амман, столицу Иордании. Св. Синод выражает свою личную братскую любовь к Его Блаженству Иерусалимскому патриарху Феофилу III и глубокое почтение к Иерусалимскому Патриархату – тысячелетнему хранителю животворящего Гроба Господня.

Сайт Болгарской Патриархии
Илья Бей

Подробности встречи в Аммане: второе письмо патр. Иерусалимского предстоятелям

Греческое издание www.ethnos.gr опубликовало греческий перевод написанного по-английски письма патриарха Иерусалимского Феофила предстоятелям поместных православных Церквей, в котором раскрывается несколько  деталей встречи. В частности, "единство" собарвшихся в Аммане будет продемонстрировано НЕСЛУЖЕНИЕМ Литургии, о чем заранее извещены все участники.

Мой перевод:
Ваше Блаженство, возлюбленный во Христе Брате,
Приветствую Вас во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Как все мы знаем, диалог и примирение между братьями – единственный путь, чтобы продвинуться вперед. Ввиду этого, сообщаем Вам основные подробности относительно предстоящего братского собрания в Аммане.
Как было смирено представлено, наша встреча не будет представлять собой официальный Синаксис (встречу предстоятелей), а братскую встречу, где будет открыт диалог о вызовах, перед которыми стоит православное общество это кризисное время; мы будем продолжать использовать любые способы вести коммуникацию со Вселенским Патриархатом для достижения консенсуса между нашими братьями Предстоятелями, приветствуя Его Всесвятость и признавая его старшинство по чести (among our brother Primates, and welcome His All Holiness in his acknowledged seniority).
Ваше Блаженство, благоприятный результат такого начинания основан на том, что к нему относятся просто как к дружескому собранию братьев для рассмотрения методологии, используемой для достижения общей цели – диалога и примирения, для сохранения единства нашей православной общности; и пусть эта встреча приведет к дальнейшим дебатам в будущем,  только она может стать подготовительной основой для сотрудничества. Ибо «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).
Кроме того, и учитывая братский характер встречи, мы считаем, что участие в ней не потребует участия в общем Божественной Евхаристии, а просто готовности работать и молиться вместе.
Иерусалимская Патриархия примет Предстоятелей и их представителей, как только они прибудут в Амман, Иордания с 25 февраля до их отъезда 27 февраля; при этом мы ожидаем, что встреча состоится 26 февраля.
Патриархия окажет гостеприимство уважаемым Предстоятелям и их представителям в отеле Fairmont в Аммане, в течение всего времени их пребывания.
Во время встречи, Предстоятели будут приняты при Хашемитском королевском дворе на аудиенции Его Величества короля Абдаллы II.
Решения наших самых больших проблем должны быть найдены в диалоге, основанном на братстве, которое мы разделяем между собой, и мы молимся, чтобы Святой Дух вел нас по пути единства во Христе.
С братской любовью во Христе.


Греческий текст:
Μακαριώτατε, Φίλτατε εν Χριστώ Αδελφέ,
Σας χαιρετούμε στο Όνομα του Κυρίου και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού.
Όπως έχουμε όλοι αναγνωρίσει, ο διάλογος και η συμφιλίωση μεταξύ αδελφών είναι η μόνη οδός για να πορευτούμε. Yπό αυτό το πρίσμα, σας γράφουμε για τις βασικές λεπτομέρειες της επικείμενης αδελφικής συνάθροισης στο Αμμάν.
Όπως ταπεινά παρουσιάστηκε, το γεγονός της συνάντησής μας δεν θα αποτελέσει επίσημη Σύναξη, αλλά περισσότερο μία αδελφική συνάντηση που θα εγκαινιάσει τον διάλογο για τις προκλήσεις που αντιμετωπίζει η Ορθόδοξη κοινότητα αυτή την κρίσιμη εποχή∙ και συνεχίζουμε να αξιοποιούμε κάθε τρόπο επικοινωνίας με το Οικουμενικό Πατριαρχείο, έτσι ώστε να επιτευχθεί η συναίνεση, μεταξύ των αδελφών μας Προκαθημένων, καλωσορίζοντας την Παναγιότητά Του, αναγνωρίζοντας τα πρεσβεία (among our brother Primates, and welcome His All Holiness in his acknowledged seniority).
Μακαριώτατε, ένα ευνοϊκό αποτέλεσμα σε αυτή την προσπάθεια βασίζεται στο να αντιμετωπιστεί απλώς ως μια φιλόξενη συνάθροιση αδελφών, έτσι ώστε να εξεταστεί η μεθοδολογία που θα χρησιμοποιηθεί για να επιτευχθεί ο κοινός στόχος διαλόγου και συμφιλίωσης προκειμένου να διαφυλαχθεί η ενότητα της Ορθόδοξης κοινωνίας μας∙και μολονότι αυτή η συνάθροιση θα οδηγήσει σε περισσότερες συζητήσεις στο μέλλον, αυτή η συνάθροιση από μόνη της θα μπορούσε να αποτελέσει μια προπαρασκευαστική βάση συνεργασίας. Διότι αν "ζούμε μέσα στο φως, όπως ο Θεός είναι στο φως, τότε έχουμε κοινωνία και μεταξύ μας, και το αίμα που πρόσφερε με τον θάνατό του ο Υιός του ο Ιησούς μάς καθαρίζει από κάθε αμαρτία" (Επιστολή Α΄ Ιωάννου, 1:7).
Περαιτέρω, και δεδομένης της αδελφικής φύσης της συνάθροισης, πιστεύουμε ότι η συμμετοχή δεν θα απαιτήσει συμμετοχή σε κοινή Θεία Ευχαριστία, αλλά απλώς διάθεση να συνεργαστούμε και να βαδίσουμε μαζί σε προσευχή.
Το Πατριαρχείο Ιεροσολύμων θα υποδεχθεί τους Προκαθημένους και τις αντιπροσωπείες τους στο Αμμάν της Ιορδανίας, μόλις αφιχθούν στις 25 Φεβρουαρίου και μέχρι την αναχώρησή τους στις 27 Φεβρουαρίου∙ κατόπιν τούτου, αναμένουμε η συνάθροιση να λάβει χώρα στις 26. Το Πατριαρχείο θα φιλοξενήσει τους σεβαστούς Προκαθημένους και τις αντιπροσωπείες τους στο ξενοδοχείο Fairmont στο Αμμάν καθ’ όλη τη διάρκεια της παραμονής τους.
Κατά τη διάρκεια της συνάντησης, οι Προκαθήμενοι θα γίνουν δεκτοί στη Χασεμιτική Βασιλική Αυλή, για ακρόαση με την Αυτού Μεγαλειότητα, Βασιλιά Αμπντουλάχ Β΄.
Οι λύσεις στα μεγαλύτερα προβλήματά μας πρόκειται να βρεθούν στον διάλογο και στα βάθη της αδελφοσύνης που μοιραζόμαστε μεταξύ μας∙ και προσευχόμαστε το Άγιο Πνεύμα να μας οδηγήσει στην οδό της ενότητάς μας εν Χριστώ.                                                         
Με αδελφική εν Χριστώ αγάπη

Благодарю болгарских коллег, обративших внимание на этот документ.
Илья Бей

Слияние РПЦ со старообрядцами?

Пока фантастическим кажется сценарий слияния РПЦ со старообрядцами - кое-то бы сказал, что пальто к пуговице не пришивают, а потому старообрядцы могут лишь влиться в стройные ряды РПЦ.
Однако, учитывая недюжинною лояльность. выказываемую митр. Корнилием лично ВВП, допускаю не просто слияние, а слияние с избранием нового предстоятеля (как в Союзном государстве России и Белоруси). Причем предстоятелем может стать победитель конкурса лоялистов - иначе зачем сыр-бор затевать.
Илья Бей

Он же памятник, кто его посадит

Неции меня обвиняют в незнании Устава РПЦ, в котором говорится, что "Сан Патриарха является пожизненным". При этом они забывают, что буквально следующая статья Устава предусматривает возможность низложения: "Право рассмотрения вопроса об уходе Патриарха Московского и всея Руси на покой принадлежит Поместному Собору. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси принадлежит Архиерейскому Собору, действующему в составе Поместного Собора. Судебное решение Архиерейского Собора вступает в силу после утверждения 2/3 голосов членов Поместного Собора".

А достижение 75-летнего возраста (аще Г-дь попустит) Гундяевым является годным поводом для оценивания его деятельности в качестве епархиального архиерея: "Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области". И тут возникает очередной казус, заложенный в Устав. Будучи епархиальным архиереем, он обязан на свое имя подать прошение об уходе на покой именно в этом качестве. Будучи в то же время патриархом, боюсь, он преминет этой обязанностью ("По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом").

Однако, полагаю, найдутся в одной из кремлевских башен силы, которые сумеют к этому времени переприкормить синодалов. И тогда кажущийся сегодня пожизненным вполне может решить написать прошение об уходе на собственное имя.
Илья Бей

В Болгарском патриархате отпразднуют не признанную остальными Церквами автокефалию

Священный Синод Болгарского патриархата на своём заседании 20 января постановил: "По случаю 150-летия издания султанского фирмана об учреждения Болгарского экзархата 28 февраля текущего года (пятница) совершить в диоцезе БПЦ-БП торжественный благодарственный молебен, сопровождаемый праздничным колокольным звоном, а по окончании молебна зачитать Патриаршее и Синодальное послание по поводу важной годовщины".

Спустя три недели протокол был опубликован на официальном сайте патриархии, сообщает корреспондент Портала «Credo.Press».

25 февраля 1870 года (8 зилхидже 1286 г.) султанское правительство Абдула Азиса издало фирман (αὐτοκρατικὸν φιρμάνιον), которым Церкви на болгарских землях была предоставлена ограниченная автокефалия. Под этим термином понимается следующее: "ἡ δὲ διοίκησις τῶν θρησκεθτικῶν καὶπνεθματικῶν ὑποθέσεων τοῦ τμήματος ἀνατῖθεται ἐξ ὁλοκλήρου είς τὴν Ἐξαρχιαν" («управление церковно-духовными делами этой области возлагается на экзархию»). Тем самым было узаконено обособление болгарской церковной иерархии от Вселенского патриархата. На основании султанского фирмана и устава Экзархии, разработанного церковно-народным собором, проходившем в Константинополе в 1871 г., Болгарский экзархат признан официальным представителем болгарской нации в Османской империи. Также фирманом была учреждена должность болгарского церковного представителя при Вселенском патриархате – метоха, – подчиняющегося болгарскому экзарху.

Помимо епархий, и поныне входящих в состав БПЦ, к юрисдикции экзархии были отнесены Нишская и Самоковская епархии, в разное время входившие в состав Печского (Сербского) патриархата, а также Велешская (ныне Повардарская) епархия – ныне находящаяся в составе Македонской Православной Церкви.

Уставом экзархии утверждены два принципа: соборность (участие духовенства и прихожан в церковном управлении) и избираемость, которыми Болгарская Церковь руководствуется по сей день.

Созванный 12 февраля 1872 г. Временный совет Экзархии избрал первым болгарским экзархом Ловчанского митрополита Илариона. Однако эта кандидатура не была одобрена Высокой Портой, и четырьмя днями позже на его место был избран новый экзарх, митрополит Видинский Анфим I.

Вселенский патриархат выступил против учреждения Болгарской экзархии и 16 сентября 1872 г. объявил ее раскольнической, поскольку та не признавала верховенство Патриарха, прописанное в фирмане. Так, Патриарх Константинопольский утверждает избрание экзарха (ст. 3), экзарх обязан "поминать, по церковным правилам, имя Вселенского Патриарха" на богослужениях (ст. 4), Синод экзархии обращается к Патриарху "по вопросам православной веры" (ст. 6), а также получает от Вселенского патриархата св. миро (ст. 7). Причиной же раскола было прочтение экзархом Анфимом акта о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной 11 мая 1872 г. на богослужении в болгарском храме Константинополя. Раскол был преодолен только в феврале 1945 г., когда Вселенский Патриарх издал Томос, упразднивший схизму между Константинопольской и Болгарской Церквами после покаянного обращения последней. Впрочем, вскоре, после провозглашения Болгарского патриархата, последовал новый раскол (1953-1961).

После объявления Русско-турецкой войны 1877-1878 г. экзарх Анфим был низложен и заточен в Малой Азии по обвинению в болгарском национализме. На его место был избран Ловчанский митрополит Иосиф I.

В ряде работ болгарских историков (http://journals.uni-vt.bg/getarticle.aspx?aid=2107&type=.pdf) экзархия рассматривается как болгарское протогосударство современного типа.

Источник
Илья Бей

Провал Кирилла и Путина. Как РПЦ плела большой заговор против Украины и потерпела фиаско

Москва переоценила свое влияние на православный мир. Что это значит для Украины и чем грозит патриарху РПЦ Кириллу


Российская православная церковь (РПЦ) хотела провести 20 февраля собор церквей в иорданском Аммане, чтобы поднять на нем вопрос "церковного раскола", сорвать процесс признания ПЦУ и оспорить первенство Вселенского патриархата. С собором не получилось: крупнейшие церкви отказались легализовать планы Москвы. Что это значит и чем грозит (или нет) российскому патриарху Кириллу - разбор LIGA.net.

СТАВКА НА ИЕРУСАЛИМ

Формальным инициатором сборов в Аммане в Москве в ноябре-2019 выступил Иерусалимский патриарх Феофил III. Он сделал это предложение в обход Вселенского патриарха Варфоломея, после встречи с Кириллом и Путиным, когда получал премию от российского "фонда единства православных народов". РПЦ представила это как инициативу Иерусалима. "Но на самом деле именно Москва продвигала идею. Она хотела создать новую площадку для осуждения действий Константинополя в Украине", - уверен религиовед Дмитрий Горевой.

Для РПЦ важно, чтобы православные сборы были проведены на чужой территории. С первым в церковной иерархии - Вселенским патриархом Варфоломеем, Москва разорвала отношения. Дальше она пыталась склонить на свою сторону Александрийского патриарха как второго "в чине", но осенью Феодор II признал автокефалию ПЦУ. В ответ синод РПЦ в декабре разорвал отношения с Александрией и вывел свои приходы в Африке из юрисдикции Александрийского патриархата. Антиохийская церковь не годится, потому что считается сателлитом РПЦ.

Поэтому в последний момент у Кирилла переориентировались на Иерусалим, четвертую церковь на православной карте мира. За ней идет сама РПЦ, остальные - ниже по чину. "Иерусалим по иерархии стоит перед Москвой. А РПЦ хотела, чтобы все было сделано чужими руками, и их не обвинили, что этот собор инспирирован Россией", - объясняет Горевой.

Главная задача РПЦ на этом собрании - сколотить коалицию против Константинополя, приближаясь к глобальной цели: перенести Вселенский патриархат в Москву. "Они будут раздувать щеки, называя себя самой крупной поместной церковью в мире, самой богатой и независимой. Чтобы провозгласить себя первыми", - говорит богослов Илья Бей.

Читать дальше

Илья Бей

КИРИЛЛ СЕГОДНЯ — ЭТО ФИЛАРЕТ ВЧЕРА. Как постепенно Гундяев превращается в Денисенко

О гражданах Гундяеве и Денисенко

Сначала поясню, почему я использую светские фамилии, а не монашеские имена. Ответ очень прост: “Москва начала первая”.

Религиозная организация московского официоза, именующая себя РПЦ, отпала от Вселенского Православия, а потому к ее иерархии мы можем относиться с чисто научным, можно сказать этнографическим, интересом. Более того, повод к этому московиты дали сами, именуя предстоятеля Украинской Православной Церкви Киевского патриархата по-светски – Михаил Денисенко – именно по указанной причине: из-за отпадения от мирового православия. Что же касается гражданина Денисенко, с которого Константинополем была снята московская анафема, я должен был бы именовать его согласно его каноническому статусу. Однако после второго ухода Филарета из мирового православия (на этот раз - из Православной Церкви Украины) он вернулся к тому статусу, в котором пребывал после первого, гораздо более яркого. И если после московской анафемы было ясно, что РПЦ МП приняла в его отношении политическое, а не каноническое решение, то второй уход Денисенко в раскол превратился просто в фарс.

К тому же, именование предстоятелей по фамилии в РПЦ МП становится модным трендом (большой любитель такого именования – гражданин Коваленко, он же митрополит Запорожский Лука), которому в данном случае решил последовать и я.

О правомочности сравнения

С момента своего возникновения Киевский патриархат стал центром собирания раскольниковпредставителей "альтернативных иерархий" со всего мира. И достиг в этом немалых успехов. Так, в составе УПЦ КП появились экзархаты в России и в Западной Европе, несколько архиереев в Греции, в США. УПЦ КП вступила в общение с непризнанной Белорусской Автокефальной Православной Церковью и Черногорской Православной Церковью. Апогеем этой внешней церковной политики стали участие Патриарха Филарета в интронизации «альтернативного» Патриарха Болгарского Пимена в 1996 г. и визит Патриарха Пимена в Киев. В 1998 г. этот болгарский раскол был практически исчерпан, в бывшей Югославии Филарет не нашел ни сторонников, ни партнеров, и постепенно внешнеполитическая активность Киевского патриархата по созданию всемирной "альтернативно-православной сети" угасла.

Однако в прошлом году инициативу перехватила Москва.

7 октября на заседании Синода РПЦ МП было принято решение о принятии в состав Московского патриархата Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (об этом ниже). Кроме того, устами некоторых своих спикеров Москва угрожает другим официальным поместным Церквам созданием на их территории альтернативных общин. Более того, на канонической территории Вселенского патриархата эти угрозы уже превращаются в реальность. Так, "по просьбе русских верующих, проживающих в Турции, патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил... священника из Москвы, который будет регулярно совершать богослужения в историческом посольском храме Стамбула" (https://www.interfax.ru/world/637433). Естественно, Москва эти действия с правящим архиереем Стамбула – Патриархом Варфоломеем, еще не осужденным ею за ересь или раскол, – согласовать не потрудилась.

"Даже если Синодом или Собором архиереев той или иной Православной Церкви под давлением и будет принято положительное решение в отношении признания ПЦУ, то внутри этой же Церкви обязательно найдется достаточное количество здравомыслящего архиереев, духовенства и мирян, которые останутся верны каноническому церковному устройству. Эти люди ни за что не примут признание ПЦУ и перестанут поминать тех предстоятелей и архиереев, которые ее признали", – заявил митрополит Запорожский УПЦ МП Лука (Коваленко). Полагаю, сторонники позиции Москвы тут же получат и ее поддержку.

Читать дальше

Илья Бей

Календарне питання в ПЦУ: знов за московською кривулею?

Попри всі заяви про необхідність календарної реформи і про її підтримку в ПЦУ, святкування Різдва в один день з Константинопольською Церквою-Матір'ю в одній окремій єпархії стало приводом для того, щоб засудити місцевого архієрея за самоуправство. Цікаво, що Синод ПЦУ посилається на 34 апостольське правило, яке говорить про повноваження єпархіального архієрея: "Робити ж кожному тільки те, що стосується його єпархії і місць (селищ), що належать до неї". Уважне прочитання цього пункту наводить на думку, що єпархіальний архієрей діяв саме в межах свої повноважень. Крім того, варто звернути увагу і на процедурний момент: його не запросили і не вислухали арґументацію – це ознака не нової Церкви, а симптоми рецидиву старої.

Далі в рішенні Синоду є сумнівне твердження про те, що "Церковний календар є загальним документом Помісної Церкви, зміни і доповнення до якого кожного разу приймаються виключно соборно. Самовільне, одноосібне внесення змін до церковного календаря є порушенням канонічного порядку та підлягає осудженню". Сумнівне воно хоча б тому, що 1) на разі не існує жодного соборного рішення ПЦУ про затвердження календаря; 2) практика вшанування місцевих святих свідчить про певну не-загальність календаря. Але справа в тому, що жодних змін до календаря і не було внесено. Різдво святкувалося – як і передбачає календар – 25 грудня. Але є одне "але" – це було 25 грудня за новим, а не за старим стилем.

Також у мотиваційній частині рішення говориться, що "З досвіду впровадження календарної реформи у інших Помісних Церквах відомі як позитивні, так і негативні наслідки такого рішення, зокрема – виникнення так званих «старокалендарних схизм». В умовах, коли православ‘я в Україні частково перебуває під впливом Московського Патріархату, непродумане та поспішне впровадження календарної реформи в Православній Церкві України може привести до закріплення існуючих розділень та виникнення нових". Синодали влучно визначили загрозу, тобто "старокалендарну схизму", але справа в тому, що їхнє рішення лише провокує розколи, а не виліковує їх. Консервування старого стилю створює лише штучну перепону для відновлення літургійного життя. Варто поглянути на досвід інших помісних Церков: жодна календарна схизма принципово неможлива в Православній Церкві Чеських земель і Словаччині, адже там кожна парафія може сама визначити і стиль календаря, і мову богослужіння.

За подібною моделлю могла б діяти і ПЦУ: надати кожній громаді право самостійно обрати і календарний стиль, і мову, і багато чого іншого. Але, здається, тут вирішили превентивно позакручувати гайки, бо після календаря парафії почнуть обирати пастирів, відправляти делегатів на помісні собори, навіть приймати участь у обранні архієреїв… Але з усіх варіантів (бо можна було і промовчати, і привітати ініціативу, і сказати, що добре, але не на часі) обрали найдуболомніший – санкційний. І для мене це ознака нездорової ситуації всередині Церкви, коли реально непогана ініціатива – суворо присікається, а старі підходи – успішно процвітають.

Читати далі

Илья Бей

УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ 2019 – ИТОГИ ГОДА

Для понимания событий уходящего года необходима небольшая ретроспекция. В 2018 г. Вселенский Патриархат отменил свое решение о временной передаче права рукополагать Киевских митрополитов Патриархам Московским в связи с отпадением в такой передаче необходимости, а также из-за несоблюдения Москвой ВСЕХ условий передачи. Главные условия: 1) Митрополиты Киевские, в первую очередь, должны поминать Патриархов Константинопольских (поскольку митрополия не выводилась из Вселенского Патриархата), и только на втором месте – Патриархов Московских (если они принимали участие в хиротонии митрополитов); 2) выборы митрополита должны совершаться духовенством и мирянами самой Киевской митрополии. Однако договоры с Москвой не стоят той бумаги, на которой они написаны: по мере расширения государственных границ Российская империя поглощала чужие епархии, митрополии (в том числе автокефальные) и даже целый патриархат, совершенно никого не спрашивая и начхав на каноны. Все это мотивировалось тем, что в едином государстве должна быть единая Церковь. Но каждый раз, когда Украина выходила из под прямого политического влияния Москвы, мы пытались восстановить и собственную, независимою от Москвы Церковь.

София Киевская

К третьей попытке построения украинской автокефалии Константинополь отнесся максимально серьезно и в строгом соответствии с канонами. Восстановив свою Киевскую митрополию, Вселенский престол предложил всем украинским архиереям войти в ее состав. УПЦ КП и УАПЦ влились в нее в полном составе, из РПЦвУ перешли только два архиерея. Однако, несмотря на формально численный перевес, РПЦвУ не только утратила статус единственной канонической Церкви в Украине, которым она так кичилась, она даже утратила статус канонической. Да, с епископами Московского Патриархата продолжают сослужить архиереи ряда Поместных Церквей, но не потому, что считают их каноническими украинскими архиереями, а лишь потому, что они получили канонические хиротонии. Это очень ясно показал митрополит Нигерийский Александр (Александрийский Патриархат) в письме, адресованном митрополиту РПЦвУ Агафангелу, пребывающему "в Одессе", а не "Одесскому" – ведь титул "Одесский" может быть только у канонического епископа из ПЦУ. Собственно, именно об этом предупреждал Патриарх Варфоломей Митрополита Онуфрия еще в прошлом году: если Митрополит не прибудет на Объединительный собор, он утрачивает в глазах Вселенского Православия титул "Митрополит Киевский".

Впрочем, если бы большинство иерархов РПЦвУ приняло участие в объединительном процессе, раскол в украинском Православии, искусственно поддерживаемый Москвой, был бы окончательно уврачеван.

Итак, с начала года в Украине параллельно существуют две Православных Церкви: ПЦУ – каноническая и автокефальная, и филиал РПЦ в Украине. Епископы последней считаются действительными, но не украинскими, а пребывающими в Украине.

Читать дальше